ПОРТУГАЛИЯ: УСПЕЛИ МНОГО, НО ЕСТЬ ЗА ЧЕМ ВЕРНУТЬСЯ! СЕНТЯБРЬ 2012. ЧАСТЬ 4: ТОМАР, КОИМБРА, ПОРТУ.

к оглавлению отчёта

22.09.12
С утра опять не слишком торопились – сходили и поглотили отельный завтрак, неторопливо уложились и от гостиницы отъехали только в 10:20. Навигатор посулил до следующего пункта – городка Томар – около 50 км и полтора(!) часа времени, но вскоре мы выехали на абсолютно новый участок дороги, где стушевалось даже последнее обновление ТТ от зимы – 2012. По великолепной трассе, где даже не успела вырасти трава на свежеотсыпанных откосах,  до Томара мы долетели за 40 минут. Главный тутошний объект, монастырь  - один из самых выдающихся архитектурных памятников Португалии, поэтому он заслуживает, как минимум, отдельного исторического экскурса.
Уже в 1159 году здесь размещалась резиденция ордена тамплиеров. После папского запрета (1314г.) на деятельность Ордена понадобился хитрый политический ход, и португальский король Диниш взмахом пера преобразовал орден тамплиеров в орден Рыцарей Христовых, одновременно прописав, что великим магистром может быть только кто-то из королевской семьи. После такой оптимизации структуры дела, разумеется, сразу попёрли в гору, и в XV – XVI вв орден стал крупнейшим собственником земли и богатейшим орденом мира, управляя заморскими территориями и получая 10% от всех прибылей, поступающих оттуда. Эмблема ордена – восьмиконечный красный крест – красовалась на парусах каравелл, отправлявшихся из  Португалии во все концы света.

На нас в монастыре максимальное впечатление произвели две вещи: центральное помещение, богато украшенное и расписанное, свод в котором поддерживает своеобразная встроенная ротонда (нигде раньше подобного не видели), и планировка – огромное количество помещений, расположенных достаточно хаотично. Видимо, поэтому внятного маршрута для осмотра нет, и посетители бродят кто во что горазд. Таблички, установленные рядом с помещениями, только подсказывают, для чего они были предназначены.
Снаружи стены ротонды и нефа украшены причудливой резьбой, а окно в фасаде получило мировую известность благодаря сложнейшему наружному обрамлению. Внутренних двориков тут несколько, но все они довольно  маленькие и заметно проигрывают своим аналогам в Алкобасе или в Баталье.

 
     
 
     
 

Одна из кухонь.

Хранилище масла.

Поблуждав некоторое время в поисках выхода, в 12:50 сели в машину и поехали в сторону Коимбры. Сначала довольно долго плутали по крошечным деревушкам в окрестностях Томара, а потом вышли на N110, ведущую прямо к пункту назначения. Там обычная двухполоска, идущая через кучу населёнки, поэтому  87 км были преодолены за полтора часа. Надо упомянуть о любопытном способе португальцев притормаживать превышающих скорость в населённых пунктах: частенько на въезде в городок стоит заметный знак «Внимание! Контроль скорости», а метрах в 100 после – светофор, снабжённый радаром, а иногда и камерой. Если едешь быстрее разрешённых 50 км/ч – например, от 55 и выше – система включит красный свет: покури, мол, остынь. А наказание за проезд на красный, если вдруг решишь и его проигнорировать – в разы больше, чем за скорость, диапазон по сведениям из интернета – от 600 до 1800 евро. Впрочем, пару раз видел я ухарей, забивавших и на красный.
Коимбра издавна считалась университетским городом – и сейчас на каждые 5 жителей приходится один студент. Лет пятьсот назад за право иметь в городе единственный тогда португальский университет с Коимброй постоянно спорил Лиссабон, и учебное заведение периодически кочевало туда и обратно, пока в 1537 король Жуан III окончательно не закрепил его в Коимбре. За что и удостоился персонального памятника в просторном дворе одного из старейших учебных заведений Европы.

Университетский двор.

Жуан III

Сам город ведёт свою историю от древнеримского поселения, которое после очередного  набега варваров в VI веке было уничтожено. Уцелевшие жители перебрались немного в сторону, под защиту крепости над рекой Мондегу, лишь немного изменив прежнее название Коимбрига. В ХI веке христиане окончательно победили мавров, а ещё через 100 лет Коимбра стала первой столицей португальского королевства.
Мы решили начать осмотр сверху. Заехали на высшую точку города и опять без труда нашли место для парковки прямо перед новым кафедральным собором, который оказался закрыт для посещения. Прошли через университетский двор (откуда, кстати, открывается отличный вид на реку и город) и крутыми и узкими улочками стали спускаться вниз. Основной мост через Мондегу по какому-то случаю оказался перекрыт, а на его проезжей части было устроено что-то вроде показательных выступлений местных спортсекций. Подростки и дети бросали мячи в баскетбольные кольца, прыгали вверх, занимались какой-то акробатикой. Мы перешли мимо них на другой берег, посмотрели на когда-то затопленную церковь. Кроме этого, на туристической карте с достопримечательностями меня заинтересовали ворота с двумя симпатичными  белыми башенками, и я попёрся на них посмотреть. Башенки нашлись, но сильно меня разочаровали, оказавшись вовсе не историческим сооружением, а входом в детский парк :)..

Вернувшись через тот же мост, углубляемся по главной торговой улице Rua Ferreira Borges, идущей как раз по границе старого города и более поздних кварталов. Чуть левее – торговая площадь, на которой по случаю субботы местные жители устроили блошиный рынок и толкают всякую фигню. А лет 400 назад тут вовсю жгли еретиков.

По совету путеводителя заглядываем в кафе Никола, где подкрепляемся знаменитыми местными пирожными арруфадаш, запивая их чаем. Отсюда как раз логично подняться к оставленной машине, пройдя через старинные ворота Алмедина в городской стене и закольцевать маршрут. Улочки в основном для машин не предназначены, очень узкие и со ступеньками.  Только возле старого кафедрального собора (Се Велья) появляются транспортные средства, еле-еле пролезая в узкие проходы между домами.

Пролезает явно с трудом...

Из Коимбры, не мудрствуя лукаво, поехали по автобану, и, заплатив около 6 евро, менее чем за полтора часа оказались в Порто.

В Порту мы приехали около 6 вечера. Идти куда-то на экскурсии, очевидно, смысла уже не было, поэтому мы заселились в гостиницу (неплохая четверочка), сходили в Pingo doce неподалеку, а потом выспросили у администратора, где тут поблизости есть хорошее заведение для посидеть вечерком. Девушка дала наводку, но предупредила, что место очень популярно среди местных, поэтому бывает шумно, и, если прийти туда попозже, то мест может не быть.
Ресторан действительно оказался весьма популярен и устроен необычным для нас образом. Вместо привычных отдельных столиков на 4-6 человек здесь основную часть занимали длинные столы, как где-нибудь в школьной столовой, отдельные же были только вдоль стен. В середине помещения размещалась стойка с аквариумами, где плавали, ползали и просто шевелились разнообразные морские обитатели. Оттуда их и брали для приготовления. Ценник нельзя сказать чтоб уж совсем халявный: от 14 до 40 евро за основное блюдо. Я себе взял микс из морских обитателей с гарниром; то, что принесли, сильно напоминало паэлью, но в таком количестве, что я ужрался чисто моллюсками и гадами, выковыривая их из риса. Жена осталась верна себе - мяско, пивко. Тем временем свободных мест не осталось, и народ начал скапливаться у стойки и дверей, терпеливо ожидая, когда освободится что-нибудь. Я просто офигевал: посадочных мест явно больше ста, средний счет никак на меньше 20-25€, и бешеная проходимость!.. Хороший бизнес. Немудрено, что от такой толпы стоял гул, как в улье, стало понятно, почему девушка предупреждала об этом особо.

23.09.12
На следующий день погода испортилась, явно похолодало, и периодически прекращался (именно так) дождь. В совокупности с сильным ветром такие условия сильно благоприятными не назовешь, но не отсиживаться же в гостинице...
По причине выходного найти бесплатную парковку прямо в центре труда не составило. Чтобы маршрут можно было логично замкнуть, начали с церкви Святой Троицы, откуда плавно перетекли на большую вытянутую площадь перед муниципалитетом. Здесь нас ожидал небольшой бонус - съезд поклонников ретро-ситроенов. Машин с экипажами было не меньше полутора сотен, в том числе и самостоятельно передвигающиеся экземпляры с возрастом под сто лет. Пока мы ходили и рассматривали "старичков", народ зашевелился, затарахтел моторами и организованным порядком в колонне стал покидать площадь. Все с удовольствием разглядывали и фотографировали шествие, кроме водителей с прилегающих улиц. Им радоваться было не с чего, поскольку образовалась жуткая пробка с бибиканьем - задним не было видно, в чем дело.

Церковь Св. Троицы.

Колонна реноводов.

Протолкавшись через затор, вышли к башне Клеригуш. Башня  - самая высокая из подобных сооружений в Португалии, к тому же стоит на холме, поэтому сам бог велел устроить наверху на высоте 75 м смотровую площадку. Можно купить просто входной билет, или же за небольшую доплату дополнить его биноклем напрокат либо дегустацией винчишка в местном баре. Бинокли паршивейшие, брать их - пустая трата хоть и небольших, но денег, заявляю с полной ответственностью. Площадка наверху по периметру башни - очень тесная, и нам весьма повезло, что, кроме нас, там была всего пара человек, удалось спокойно пофотографировать. Зато во время спуска вниз навстречу непрерывным потоком поднималась толпа человек в 30; как они там все будут умещаться - ума не приложу. Заглянув в церковь при башне, вышли на площадь с другой стороны, где развернулся местный птичий рынок.

 

Потом кривыми улочками прошли до мирадора и церкви Носса Сеньора да Витория, от них спустились к известному дому Каса ди Мизеркордия и дальше, к Паласиу да Больса. Хотелось кушать. Я было дернулся зайти в красивейшую в Порту церковь Сан Франсиску, но оказалось, что за это  хотят денег, пусть даже и с бонусным посещением катакомб, поэтому передумал. На улице тем временем снова хлынуло как из ведра, и мы, пользуясь случаем, заскочили в ну о-очень аутентичную кафешку площадью не более 20 кв м, куда неведомым образом хозяева исхитрились впихнуть шесть столов. Правда, из-за столь плотной компоновки дверь в сортир можно было открыть, только потревожив едоков, а мы сидели на самом проходе, подпираемые шкафом с кока-колой, но это фигня. Зато морепродукты были вкусные :).

Каса ди Мизеркордия.

 

Продолжили, спустившись на набережную Доуру. Отсюда открывается, по-моему, самый приличный вид на мост короля Луиша. По крайней мере, поиски хорошей точки для съемки наверху в районе фуникулера успехом не увенчались. С набережной по узеньким переходам и лесенкам поднялись к церкви Св. Клары, где стали свидетелями безобразного скандала между местными с привлечением соседей, криками на всю округу и приехавшей полицией.

Скандалисты.

 

Покрутившись сверху, вернулись к машине мимо вокзала, зашли в супермаркет, а затем я отвёз жену побродить в здоровенный Norteshopping неподалёку. 12-тиэтажный El Corte Ingles был бы, наверное, ещё круче, но ехать до него было далеко, что и предопределило выбор.

А так в Порту паркуются - прямо посреди улицы, на полосе, предназначенной для поворота налево. У нас бы стопхамовцы палету кирпичей отложили при виде такого... :))

Вечером в номере прикинули, что можно успеть и куда стоит съездить в оставшееся время. Устав предлагать свои варианты, предоставил право выбора супруге. Та, ознакомившись с прогнозом погоды, решила, что на пляже делать нечего, и приняла волевое решение: едем через нацпарки в Эвору, там ночуем, на следующий день с утра её смотрим и завершающую ночь проводим в Лиссабоне, поскольку самолёт у нас в 11:20, а надо ещё успеть сдать прокатную тачку.

к оглавлению отчёта

к следующей части:

на главную страницу