УБЕГАЯ ОТ ВЕСНЫ, ИЛИ СТРАНА БЕСЧИНСТВУЮЩИХ БЭБИСИТТЕРОВ (ФИНЛЯНДИЯ - ЭСТОНИЯ, МАРТ/АПРЕЛЬ 2013)

на главную страницу

В этом году мы как-то пригнорили горнолыжку, что, в общем-то, в корне неправильно. Пришлось срочно исправляться и на весенние каникулы дочери придумывать какое-нибудь профильное мероприятие. Сочетание понятий «конец марта» и «хороший снег и катание» даёт не так уж и много вариантов: ледники или курорты с высотами около 3 км в Европе, Кировск, либо Скандинавия, причём достаточно северная. Если же наложить на эти требования список непосещённых стран и мест, чтобы пристроить седалище сразу на два стула, то хватит пальцев одной руки, причём даже руки инвалида с частичным отсутствием оных.
Итак, со страной определился – Финляндия. Беглая прикидка стоимости проезда к местам катания методом fly+drive на четверых тянула на 80 килорублей, что как-то слегка не соответствовало моим представлениям о плате за проезд на отдых в соседнюю страну. Я последний раз в Южную Америку тем же составом за аналогичные деньги слетал! Значит, определились и со способом путешествия – на машине.
Сразу появилась масса вариантов пути туда и обратно. На обратную дорогу для разнообразия запланировал заглянуть в Эстонию на пару дней, посмотреть их столицу, для чего купил билеты на паром Хельсинки-Таллинн и забронировал очередь на погранпереходе из Эстонии в Россию. А путь «туда» в конечном итоге оказался продиктован тем обстоятельством, что сын получил визу в последний день перед отъездом, и пришлось забирать его из Москвы. Поэтому поехал классически – НН – Мск – СПб – граница, а конкретно - Светогорск.
Визовый вопрос у меня и супруги благодаря щедрый французам был всё ещё решён, детям же дали так: дочери трёхмесячный мультик, но только на 10 дней пребывания (под поездку), старшему – на полгода с 30 днями пребывания.
Долго прикидывал, как бы половчее проехать проблемные места по маршруту, спрашивал на форумах и т.д.. Таковых мест три: Москва, Вышний Волочек со своей перманентной пробкой и сам Питер. В конце концов выбрал самый простой способ – в ночь в Москву, проезжаю её ранним утром, а там – как получится.
С тем и стартовал 23 марта около часа ночи из Нижнего Новгорода. Накануне ударили неожиданные для марта морозы – минус 18, и ночь была ясная и светлая. Дорога до Москвы изучена уже почти как свои пять пальцев, перед камерами притормаживал, в населёнке сбрасывал. Подхватили сына на Ленинском проспекте и в районе 7 утра уже выехали с МКАД на М10. Видимо, усталость дала о себе знать – пара подряд пойманных камер (ладно хоть, на 300 рублей) продиктовала необходимость остановиться и вздремнуть. Двадцати минут оказалось более чем достаточно для просветления сознания.
Вышний Волочек прошли около 11 утра всего за 20 минут. А вообще М10 убивает – тоже мне, важнейшая федеральная трасса, почти везде всего три полосы – ни о чём при такой загрузке. Впрочем, возможно, я зажрался, привыкнув к почти полностью четырёхполосной дороге Нижний Новгород – Москва. На питерском КАДе стало опять немного накрывать, передал руль сыну. Буквально через 30 минут тот попался на превышении +43 на отрезке дороги Питер – Выборг, где вообще ментов – как собак нерезаных. Пришлось отобрать бразды правления. Залились на Лукойле перед поворотом на Светогорск по 32 рубля, в самом Светогорске плеснули ещё раз до полного (тут ценник уже на рубль с лишним выше), и в 18:35 встали в небольшую, на 20 машин,  очередь к границе. Работают здесь быстро, не прошло и получаса, как последняя чистая страничка в моём паспорте украсилась фиолетовым штампом «Светогорск». Далее последовал массированный набег на дьютифри: алкоголь в Финляндии ох как дорог, а 3 ящика пива и пара бутылок коньяка должны были минимизировать потери на этом непременном атрибуте алколыжинга. Гостиницу я, не будучи уверен в итогах первого дня езды, зарезервировал практически сразу после границы – в городке Иматра, в 5 км от погранперехода. Миновали мостик через узкое ущелье с порогами, в которое летом местные гидротехники радостно сливают воду из водохранилища расположенной тут же ГЭС. Делается это на радость туристам в июле ежедневно в 7 вечера, в другие месяцы – по расписанию, а сейчас русло Иматранкоски засыпано снегом.

Учитывая, что стрелки часов сразу же были переведены на пару часов назад, времени у нас было вполне достаточно для отдыха. Завтра надо было выехать пораньше – оставшаяся почти тысяча километров до места по финским дорогам сулила весь день за рулём.
Пробег за день составил 1281 км.


Просмотреть увеличенную карту

Следующий день начался с облажания. Нет, сначала, конечно, мы позавтракали, но вот потом я забыл отдать ключи от номеров на ресепшн и заметил это, только отъехав на 13 км от Иматры. Ладно, хоть не дальше. 25 км и 40 минут потерянного времени.
Езда в этой части Финляндии – для исключительно уравновешенных людей. Всё утыкано камерами. Обычное ограничение на финских дорогах – 80 км\час, в населёнке – 50. Изредка попадаются дороги, где разрешено ехать аж сотню. Судя по езде местных, камеры выставлены примерно на +10 к лимиту. Не знаю, по мне, подобные ограничения нагоняют дремоту, что ничуть не безопасней. Робко тошня под присмотром неподкупных объективов, добрались до городка Савонлинна. Сделать этот небольшой крюк я позволил себе, чтобы взглянуть на крепость Олавинлинна XV века, расположенную на островке и неплохо сохранившуюся – ведь с достопримечательностями у фиников и так совсем негусто.

Потратив приличествующие значимости объекта пять минут, удачно сели на хвост какому-то местному беспредельщику, несущемуся по населёнке аж 62 км/час и за ним некоторое время ехали в сторону Варкауса. В принципе, неподалёку был ещё один объект, на которой можно было заехать поглазеть – самая большая в мире деревянная церковь высотой 27 метров на 3000 прихожан (в Керимяки), но надо было возвращаться немного назад, и в условиях цейтнота я решил забить.
Далее движение продолжалось в прежнем тошнящем режиме – за местными со скоростью 85 – 90 км/час, или 100-110 на редких кусках автобанов, изредка разнообразясь заездом в супермаркет (в Куопио), или борьбой с автоматической колонкой (где-то вблизи Кайяани). Противостояние закончилось в мою пользу, правда, с незначительным перевесом – заправиться я заправился, но только за наличные: накормить кредиткой упрямый аппарат, упорно переключающийся после любого нажатия кнопки на финский, я так и не сумел. Зато при езде в таком режиме компьютер показывал фантастические для почти трёхсотсильного движка и машины весом в 2,5 тонны 9,3 литра бензина на сотню.
Всё изменилось после того, как мы свернули в Палтамо на пустынную дорогу в сторону Рованиеми. Местный, за которым мы пристроились, валил 130, по пути практически не было ни населённых пунктов, ни камер, и почти 300 км до Рованиеми преодолелись в заметно более быстром темпе. К этому времени я уже понял, что там, где есть камеры, финны честно рисуют плакат «внимание, ведётся видеофиксация». Если же его нет, то можно сильно не париться по этому поводу, поэтому на отрезке Рованиеми – Киттиля и дальше до Юлляса (~ 187км) я и сам осмелел и летел около 120.
Минут за 20 до прибытия позвонил принимающей стороне, и на подъездах к домику нас встретили. Коттедж я бронировал через один из крупнейших финских сервисов подобного рода – www.lomarengas.fi  Правильность выбора косвенно подтверждалась тем, что выбранный коттедж был полностью забронирован до конца апреля уже в момент нашего приезда. Стоимость – 960 евро на неделю, максимально для шестерых, но 4 человека – всё же оптимальный состав. Две  спальни и зал, камин, сауна, вся бытовая техника, вокруг сосновый лес и до горы всего пара километров. Погода кагбэ намекала, что завтрашнее катание будет неплохим – небольшой минус и чистое небо.

Наш коттедж.

Проехали за день 1007 км, из них 25 – утренняя бесполезная петля.

Юлляс – финский курорт с самым большим перепадом высот, поэтому я и выбрал его в качестве базы. Однако изначально было понятно, что одним Юллясом сыт не будешь, поэтому в качестве дополнения был присмотрен находящийся в 57 км отсюда Леви также с неплохой разницей высот и количеством трасс, и запасной вариант – Паллас. В последнем, правда, с трассами было плоховато, но перепад позволял надеются, что хотя бы на имеющихся можно будет неплохо покататься.


Просмотреть увеличенную карту

А - наше жильё в Юллясе, В - Леви, С - Паллас и D - Олос.

Теперь – подробнее о каждом.
Юлляс -  подъёмников, 63 трассы (7 чёрных, 23 красных и 27 синих), перепад – 463 метра, высшая точка - 718м нум. Сайт курорта: http://www.yllas.fi/ru

Представляет собой торчащий посреди равнины лысый пупырь, понизу обрамлённый ёлочками. Катание – на южном и северном склонах, где у подножия горы расположены основные коттеджные массивы. На южном – подъёмник типа «яйца» (который местные почему-то именуют гондолой) и несколько бугелей, трассы в целом покруче и длиннее, кроме этого, есть парк с двумя рядами кикеров (один - для реальных перцев, другой - для начинающих). Трассы в целом однообразны, так как начинаются и заканчиваются в одних и тех же местах; соответственно, чем ближе к центру (к нитке яиц) – тем спуск круче. Обе чёрные идут как раз слева и справа от кабинок. Трассы северного склона покороче, так как начинаются в менее высокой точке, и разнообразнее – поскольку расходятся веером по склону. Есть креселка, несколько бугелей,  и свой парк, только очень уж жидкий, да и с приземлениями шейпер явно подкачал. Для связки этих двух зон предусмотрен специальный бугелёк Kuru. Если упереться, то всё педантично выкатывается за один день. Неспешно, и с катанием по полюбившимся местам – максимум за полтора (наш вариант). При этом каждый раз мы ещё и проводили в кафе по часу, где сын решал свои бизнес-вопросы через интернет, ибо в коттеджике с вайфаем было никак. Последняя пара часов была проведена в парке на южном склоне, разумеется, в варианте «лайт». Полетать Карлсоном на всамделишных бигэйрах я собирался, но в крайний день – чтоб уж в случае чего было не так обидно.
ЗЫ видел старую карту Юлляса без яиц и креселки – это жесть…слава богу, что я тут катаюсь сейчас, а не в ту пору, когда на самый верх приходилось заезжать на 2х бугелях…

Северная сторона - вид с креселки на трассу 35.

Из той же точки - только вид сверху вниз.

Нижняя станция парного бугеля Yllas.

Вид на северный склон Yllas издали.

Чёрный спуск 25 на южном склоне.

Вид на основной склон с южной стороны.

Леви – пожалуй, единственный курорт в Финляндии, на равных могущий соперничать с Юллясом. Мне он понравился больше, несмотря на несколько меньший перепад высот. Трассы разнообразнее, большинство их (кроме самых верхних участков) проходит по лесу, при этом рельеф интересный, а в целом создаётся ощущения некоего изобилия и большого числа вариантов катания. Также это ощущение поддерживается за счёт довольно сложной логистики перемещений по курорту. Здесь, в отличие от простого как лом Юлляса, чтобы попасть из одного конца региона в другой, придётся постоянно сверяться с картой.
Технические параметры – перепад 315 метров, 43 склона (2 чёрных, 22 красных и 18 синих), 26 подъёмников, в том числе 2 кабины и одна креселка. Есть и два великолепных сноупарка, в одном из которых я-таки попрыгал пару часов в меру собственных убогих умений в крайний день перед отъездом. Сайт курорта - http://www.levi.fi/

Чернота двух соответствующих склонов обусловлена их наклоном – всё тщательно ратрачат. Однако есть и другая сторона – видимо, моё мнение насчёт Леви разделяет и большинство финнов – на популярных склонах, обслуживаемых бугелями, даже в будни есть очередь минут на пять, в частности, на швабрах №6 и №7. В выходные же время стояния увеличивается до 12-15 минут, что, имхо, некоторый перебор. Яйца и креселка вполне справляются с наплывом, время ожидая не превышает 3-4 минут. Лучшие трассы, на мой взгляд – как раз вокруг 5 и 6-го бугелей, а также G2 под гондолой – финальный сброс удовлетворит любого любителя крутяков )) Дня для полного освоения курорта, пожалуй, маловато, а вот два – в самый раз, как и в случае с Юллясом.

half pipe и сноупарк в Леви.

Где-то между Леви и Юллясом.

Паллас – небольшой курортик, находящийся на территории национального парка Паллас-Оунастунтури. Повёлся я на него из-за перепада – 340 метров. Из нашего Юлляса ехать около 77 км. Дорога даже сейчас, в конце марта, выглядят так, словно её специально укатывал ратрак с профилирующей фрезой, доводя состояние полотна до идеального льда с «вельветовыми» полосками.

"Ратраченная" часть дороги.

Инфраструктруы возле парка немного – один отель, где продают скипассы, где расположены кафешки и есть проживание для фанатов. В принципе, если наш потенциальный лыжник без особой тошноты может утюжить 3-4 трассы (довольно неплохих) – почему бы и нет. Самый фан на них – серия плавных перегибов, с которых могут попрактиковать прыжки а-ля супергигант любители скоростных дисциплин. Также здесь в изобилии водятся телемаркеры – их, видимо, привлекает запущенная кем-то утка (*или грамотный маркетинговый ход), что тут для них райский уголок. Фрирайдеры, видимо, тоже есть – даже сейчас, когда вся внетрасса пребывала в жесточайше задутом ветрами состоянии, всё время находились какие-то персонажи, лезущие за вешки и скрежещущие там кантами. Я тоже им уподобился и лично проверил состояние снега за флажками – полное…гм..полная какашка. Цена вопроса на 3 часа – 31,50 евро. Ах,  да, технические параметры – два бугеля типа «швабра», 10 трасс, перепад высот 340 метров. Своего сайта у курорта нет, но некоторую информацию можно почерпнуть тут.

В объединённый скипасс, помимо Юлляса-Леви-Палласа входит ещё и Олос – небольшое камерное местечко «для своих», но при этом – достаточно неплохое для «заглянуть на пару часов». Впрочем, если не лукавить, то и за один час я объездил все 10 здешних трасс, но при этом был бы рад покататься ещё часок.

Перепад в 210 метров и интересный рельеф с плавными перегибами (и неплохой крутизной в верхней части) вполне располагает к тому, чтобы провести тут полдня. Моя имха такая – трёхчасовые скипассы в Палласе и Олосе – отличный выбор на один день катания. Тем более что имеющийся выбор, кроме трёхчасовых, предлагает либо абонемент только на час, либо на день. Расстояние между курортами – всего 26 км, из них от развилки – 19 до Палласа и 7 – до Олоса. Вот здесь - сайт курорта.

Олос - вид на центральный склон снизу...

...и сверху. Сопка в правой верхней части кадра - Паллас.

Чёрная трасса №8.

В один из дней мы наконец-то совместно покатались с авторушником Андреем ака D.H. и его супругой, с которым на протяжении всей поездки обменивались смсками по маршруту. Друзья, спасибо за компанию!

Вообще по итогам поездки не очень понимаю снобизм, частенько сквозящий в отзывах о катании в Финляндии: мол, «что там, на этих пупырях делать?», «да это и не горы вовсе» и т.д. По мне, так вполне приличные горки с полноценным катанием. И в Альпах полно трасс имеет перепад 300-400 метров, однако что-то я не замечал, чтобы кто-то сознательно избегал катания по ним под предлогом неполноценности подобных спусков. Более того, редко кто мочит по трассам с перепадом под километр без остановок. Поэтому я за Финляндию как за подходящее для середины весны место с вполне правильным катанием и великолепной погодой.

Ролик про лохокатание в парке - проезд по детской линии в Юллясе, half-pipe в Леви и средних размеров линии там же. 1мин. 50 сек., примерно 250Мб.

В процессе поездки дико хотелось приехать сюда ещё раз со снегоходом на прицепе. Возможностей для такого вида отдыха настоящие изобилие: вокруг проложена масса специальных троп для снегоходчиков, при курортах есть огромные прокатные пункты с десятками машин, а заправки позволяют подкатить по снегу непосредственно к колонке.
Пять дней пролетели незаметно – днём катались, вечерами парились в сауне, сидели у камина и играли в карты либо смотрели фильмы на ноуте. Но всему хорошему приходит конец – и 30 марта с утречка собрались и покатили по направлению к финской столице. За время, проведённое в Юллясе, накатали по окрестностям 409 км. Погода весь день была комфортной, ехали, не особо торопясь, и 968 км одолели за 11 часов и 30 минут. Правда, ещё примерно полчаса потратили, кружа в поисках отеля, но тут мы сами накосячили. Таким образом, заселение в апарты в главном городе Финляндии состоялось без пятнадцати десять. Специально бронировал отель с собственной подземной парковкой (20 евро в сутки), чтобы не разгружать машину, и с утра, до чекаута иметь возможность налегке прогуляться по городу.


Просмотреть увеличенную карту

Всё, чем меня пугали насчёт столицы Финляндии, оказалось правдой. Достопримечательности действительно были сомнительны и не зрелищны, так что 4 часов, которые я закладывал на осмотр – за глаза, хватило и трёх. При этом, считаю, нам изрядно повезло – в эту ночь Финляндия перешла на летнее время, и если бы не автоматическая синхронизация мобильников, мы имели бы все шансы прогадить паром. В Кировске в 1999 году мобильника у меня не было, а о переводе времени я узнал за 35 минут до поезда…(успел таки ;)).  Путеводитель, кстати, тоже оказался не на высоте – некоторые упомянутые объекты я так и не сумел обнаружить на местности. В частности, «аптека в стиле модерн, расположенная в здании, чей фасад украшен изображениями лис, сов и белок» на улице Luotsikatu так и не была идентифицирована, хотя по этой проклятой улице я прошёл четырежды (!) из конца в конец. В общем, воспользовавшись благоприятной погодой, замкнули небольшое колечко, нанизав на него все основные достопримечательности. По итогам похода даже перестал удивляться, что всего лишь 200 лет назад Хельсинки был захудалой деревней с населением 4000 человек.

Успенский собор.

Бухта Южного порта.

Скульптура обнажённой Хавис Аманды, шокировавшая публику 105 лет назад.

Скульптура поэта Рунеберга в Эспланадном парке.

Финские мужики настолько суровы...

Кафедральный собор и памятник Александру II.

Кстати, и небольшой исторический экскурс будет уместен – Финляндия много раз как отдельными частями, так и целиком оттяпывалась Швецией у России и наоборот. Лишь в 1917 году страна окончательно получила независимость. Однако и это был не конец - по итогам 2й мировой СССР отжал себе часть Карелии и полуостров Рыбачий.
На паром приехали за час десять (по условиям не позже, чем за час), прошли контроль и заехали в чрево парома на нижнюю палубу. Машин было немного, заняли не более 2 по 1,5 ряда из восьми. Билет стоил 142 евро – машина и четыре человека. Паром идёт шустро, плавно рассекая воды Балтики и лишь иногда, когда корабль пересекает поля недорастаявших льдин, вибрация и слабые удары доносятся до пассажиров, попивающих пивко в слоне на носу судна. Примерно 80 км Балтийского моря преодолеваются за 2 часа.

Передний салон парома.

Заходим в таллиннскую гавань.

Отель у нас буквально в нескольких сотнях метров от порта и на границе старого города. Скинув барахло и запарковавшись, отправляемся на пешую экскурсию. Никакого сравнения с Хельсинки – красивый европейский город с богатой историей, запутанными узкими улочками и кучей достопримечательностей. Надо ловить момент, пока светит солнце и голубеет небо – погода на Балтике изменчива.
Прогулка по Старому городу с посещением всех обозначенных на карте достопримечательностей (но без походов по музеям) заняла около трёх с половиной часов. Много туристов. Большинство местных жителей по-прежнему говорит по-русски. В периметре верхнего города кафе оказались достаточно дороги (порядка 15-18 евро за основное блюдо), поэтому мы, оказавшись на границе исторической застройки, не упустили момент и зашли в отличное (имхо) местечко в подвальчике на Suur-karja между Parnu mnt и Karjavarava plats. Всё то же самое, но втрое дешевле, и пиво по 2,5 евро. Ниже - фотоитоги нашей небольшой прогулки.

Башня "Толстая Маргарита".

Церковь Олевисте и почётный караул сегвейрастов.

Собор Александра Невского.

Башня Кик-ин-де-Кёк.

Замок Тоомпеа и башня "Длинный Герман".

Чрезвычайно наглая птица...

Современная избушка на курьих ножках ))

Ратуша.

Выезжали из Таллинна около часа дня. Дорога от столицы Эстонии до погранперехода – 291 км, загружена слабо, чтобы растянуть её на 4 часа, пришлось с каменной рожей ехать строго по эстонским правилам – 90 вне и 50 по населёнке, гордо не обращая внимания на обгоняющие меня фуры. Камер довольно много. Как водится, по мере приближения к России погода заметно ухудшилась, из низких туч повалил снег, а на дорогах даже стали появляться перемёты – апрель, что тут скажешь! Бензин в Эстонии подешевле, чем у финнов – примерно 1,37 евро.
Раньше часа трогаться не было смысла – очередь на эстонско-российской границе я купил на интервал с 17 до 18 часов. Есть у хитрых прибалтов такой вид побочного приработка в бюджет – продают место в очереди за 5,30 евро – тут: https://www.goswift.ru/yphis/index.action?request_locale=ru& . Правда, сначала кажется, что уложишься в полтора – на сайте есть галочка, позволяющая выбрать, нужен ли тебе сервис «зоны ожидания при погранпереходе», но потом на практике придётся доплатить оставшиеся 3,80 налом прямо перед шлагбаумом – бесплатно перейти границу не получится.  Отказаться от очереди можно, но тебя сразу ненавязчиво предупреждают, что куркулей, зажавших скромную сумму, могут держать на границе довольно долго. При этом весь сервис заключается в возможности постоять на плохо почищенной от снега площадке-отстойнике, оснащённой электронными табло, на которых высвечивается твой номер машины. В нашем случае особенно злило то, что на этой огромной поляне мы были абсолютно одни, а наш номер высветился примерно через 20 секунд после начала «пользования услугами». Тупо завуалированное вымогательство.
Вскоре после границы в Изборске свернул в огороды – петля в Псков выглядела совершенно нелогично. Заметное сокращение дороги до Острова (через Палкино) должно было скомпенсировать вероятное ухудшение покрытия. Так и вышло – состояние асфальта было паршивеньким, временами приходилось притормаживать и резко крутить рулём, чтобы объехать наиболее частые россыпи ям различных масштабов. Сейчас, проверив выигрыш расстояния по гугломапам (84 км через Псков и 56 – напрямик), наверное, не поехал бы. Но в целом – некритично. Потом длительное время с удовольствием ехал по Е95, наслаждаясь незначительным трафиком и практически полным отсутствием населёнки на белом фоне. В Пустошке свернул на М9. Эх, вот тут-то бы свалить в сторону Витебска и через Велиж или Витебск уйти на Смоленск и М1, но… Я читал, разумеется, о проблемах с качеством покрытия на М9, но просто не мог себе вообразить масштабы бедствия. Поэтому со спокойной душой решил, что фигня, колёса на 18 в сочетании с резиной с высоким профилем победят любые происки дорожников. Как же я ошибся! Когда до Москвы оставалось около 350 км, понеслось… Два участка дороги, протяжённостью 22 и 23 км, на которых дорожное покрытие отсутствует. Жидкая грязь глубиной сантиметров пять по всей поверхности и гораздо глубже – в многочисленных ямах. Остатки асфальта, прорезанные глубокими разломами с острыми краями. Двигаться быстрее 20-30 км в час – физически ощущать, как разрушается подвеска машины, а колёса становятся квадратными. Как хотелось посмотреть (а потом плюнуть) в глаза тому содомиту, который отвечает за этот дивный путь – просто невозможно описать. Вышел из этой передряги с оторванным брызговиком, двумя сколами на лобовике (это когда на относительно ровном куске меня обогнал безбашенный Рэндж Ровер) и окончательно убитыми передними  амортизаторами, гарантийную замену которых уже подтвердили официалы. Машина была покрыта толстым слоем грязи – поливание стекла из бутыли с водой приводило к стеканию на землю ручейка жидкой глины. Москву пролетели в 6 утра без пробок. Участок Москва – Н.Новгород заметно ухудшился за прошедшие 10 дней. Особенно плохо дела обстоят на мостах – запросто можно угробить резину в огромных ямах, так что осторожность настоятельно рекомендуется. Не успели мы чуть-чуть – потепление с дождём и ночными переходами через ноль случилось всего три дня назад, зато как успели за это время ухайдакать дорогу – просто ужас. Всегда старался избегать весенних поездок на дальнее расстояние и сейчас лишний раз убедился в правильности такого подхода.
Домой мы доехали в половине двенадцатого, преодолев за 23,5 часа 1510 километров.
Общий же километраж поездки составил 5194 км.

на главную страницу

Hosted by uCoz